Сенсорная интеграция


Психоаналитик Елена Федорчук

Раннее развитие: страшный кошмар родителей или способ выяснить у кого длиннее?

В компании молодых мам часто можно услышать разговоры об успехах их собственных детей. Разных успехах, начиная от навыка ходить на горшок до навыка чтения и правописания. Еще чаще мамы хвалятся перед другими взрослыми:

“Мой четырехлетний сын принес открытку из сада, где он САМ написал поздравление”.
При этом другие мамы, услышав о таком успехе ребенка их подруги, молниеносно начинают проверять навыки своих чад. И не дай Бог их точно такой же четырех летний ребенок не будет уметь писать. Так ли это важно успевать за другими? Всегда ли правильно мы понимаем посыл наших знакомых и друзей?

Детей нужно хвалить чаще за их действия и достижения. Так детям понятнее, так они приобретают уверенность в себе и своих силах, которая потом всю последующую жизнь сослужит им верную службу. Но требовать от ребенка, например, уметь писать в четыре года это перебор.

Конечно же выдрессировать можно практически все что угодно, и такое, к сожалению, случается не редко. Но ценой каких потерь мы этого достигаем? Ведь ребенок, который усердно и старательно учится писать в четыре года, не играет со своими сверстниками, не учится ролевым играм и уж точно не учится безопасно ощущать себя в окружающем мире. А ведь четырехлетке так важно развивать ролевую игру, иметь безопасное пространство для выражения собственной агрессии.

В сутках всего лишь 24 часа и добрую часть этого времени ребенок должен спать, иначе его психика будет работать на износ. Это невыспанные детки топают ногами и плачут при любом “хочу” либо валяются по полу в истерическом припадке по причине, зачастую, необъяснимой для родителей.

Ребенок должен достаточно спать. Дошкольник должен спать и днем тоже. Психика нуждается во времени для переработки дневных впечатлений. У детей впечатлений больше, чем у взрослых, а значит и времени на сон им нужно больше, соответственно.

Какие же навыки и опыт так необходимы для ребенка в раннем возрасте (условно взят возраст 3-6 лет). В этом возрасте у ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому академическое обучение лучше оставить для более подходящего возраста, после 6 лет. Кроме всего прочего ребенок намного проще и быстрее обучается после 6 лет.

Это не значит, что ребенок до 6 лет не должен видеть алфавит и не должен писать. Напротив, показывать алфавит в игровой форме можно и нужно так рано, как это позволит вам малыш. Рисовать ручками, фломастерами, кистями и всем, что попадет под руку, также очень важно. Кстати, здесь необходимо как можно меньше ограничивать ребенка как в формате листа, так и в формате выбранного цвета или способа рисования. Так развивается фантазия, а она не терпит ограничений.

В возрасте 3-6 лет ребенок очень чувствителен к ощущениям, как внутри себя, так и ощущениям внешнего мира. Он учится замечать, отслеживать и озвучивать свои чувства, а также причины их возникновения. В этом возрасте ребенок накапливает знания об окружающем его мире, поэтому этот возраст еще называют возрастом “почемучек”. Также ребенок активно овладевает физическими навыками.

Очень важна сенсорная интеграция, другими словами умение воспринимать и анализировать сигналы из окружающей или внутренней среды. Такие сигналы поступают от разных сенсорных систем: соматосенсорной (все, что связано с телесными ощущениями и пространственным положением частей тела по отношению друг к другу; тактильная информация; ощущения от внутренних органов - когда ребенок уже способен объяснить где, что и как болит; информация о действии силы тяжести и равновесии тела), зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации - и не только от глаз и ушей, но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле. A. Jean Ayres, Jeff Robbins “Sensory Integration and the Child: Understanding Hidden Sensory Challenges”.

Сенсорная интеграция происходит вне зоны сознания, все процессы бессознательны. То есть, если ребенка спросить, то он не скажет, какую информацию он сейчас обрабатывает и как это получается. Но если спросить где болит, то он может не только объяснить как, но и предположить что болит. Также ребенок уже способен различать настроение близких людей, как и свое зачастую.

Теперь становится очень понятно, что ребенок может потерять, если в раннем возрасте будет вынужден тратить все время на приобретение несвоевременных навыков и умений.

Также очень важно чтобы у ребенка сформировался образ собственного тела. Как только он способен увидеть себя в зеркале, он получает некий образ, который впоследствии итроецирует и использует для представления себя. Таким способом ребенок уже отделяет себя от других объектов, у него формируется личность.

Очень важно слушать и слышать детей. Это значит любить их и уважать, как отдельную личность, уважительно к ним относиться. Ребенку нужно помочь быть самим собой, ему не нужно ничего навязывать. Ведь мы все хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, независимыми, творческими и успешными. Так и будет, если мы не будем мешать им развиваться.

Читайте также : Когда и зачем ребенка водить в детский сад?

Об авторе

Фото Елены Федорчук

Я изучаю психоанализ с 2009 года.
С 2013-го года - строю свою частную практику.
До этого, с начала 2000-х, училась в сфере психо-, социо-лингвистики, педагогики.

Знания, полученные во время первой магистратуры, дали возможность более осознанно подойти к изучению психотерапевтических методик. Больше обо мне

Принимайте решение

Не теряйте время. Задайте мне вопрос. Запишитесь на прием. Первая встреча вас ни к чему не обязывает.


+380 93 818 0881
@helen_shrink

бульвар Тараса Шевченко 46В
г.Киев